Свадебные музыканты, музыканты на свадьбу, которые играли на белорусской свадьбе от помолвки и до ее конца.
Раньше свадьбу обслуживал один свадебный музыкант, на севере Беларуси он играл на дуде (его называли дудочник), на юге – на скрипке (музыка).
Только ритуальные моменты обрядовой части свадьбы сопровождались дудой или скрипкой, а все игровые – сопровождались другими инструментами.
Позже, когда на севере на свадьбе начали играть на скрипке, цимбалах, жалейке, кларнете, бубне, барабане, а потом и на гармошке – все равно исполнителей называли дударями.
Однако, когда играли на дуде и скрипке, говорили: «Играет дударь и музыка».
Только в самое последнее время, когда дуда стала реликтовой реалию свадьбы, дударь в составе музыкального оркестра стал называться свадебным музыкантом.
На свадьбе дудочник занимал почетное место.
Перед отъездом молодой на роспись дудочник, играя на роге, возглавлял торжественное шествие, которое три раза обходило вокруг стола подружек молодой, за ними шла, голося, княжна (молодая).
На сиротской свадьбе дудочник заменял даже родителей и согласно, с ритуалом, специальной утешительной песней в форме диалога отправлял молодых на брачную постель.
Со временем ведущую роль на свадьбе стал играть скрипач.
Свадебным музыкантом мог быть только свояк молодого, даже в том случае, когда он не умел играть. Поэтому нередко со скрипкой, часто одолженной, приезжал «музыка» только называющийся таковым. Когда начинались танцы, он неумело протягивал несколько раз смычком по струнам, а потом отдавал инструмент настоящему музыканту.
В народе считалось, что свадебные музыканты владеют сверхъестественной силой, поэтому они и их инструменты участвовали в различных обрядовых действиях.
Так, смычком свадебного музыканта отец молодой снимал с нее покрывало и забрасывал на печь, перед тем, как начать играть свадьбу, свадебные музыканты вырезали из середины каравая кружок, в вырезанную ямку клали соль и, вылив туда несколько капель пива, заклинали: «Как подрезаем этот хлеб, чтобы так подрезала болезнь всех, кто нам желает зла, кто может навредить сглазом и заклятиями».
В случае необходимости один из свадебных музыкантов заменял жениха в первую брачную ночь.
Главными атрибутами свадебного музыканта были один или два ручника, перевязанные соответственно через правое плечо или накрест. На музыкальные инструменты навязывали цветные пояса, сделанные невестой; когда молодая была девственницей, пояс на скрипке завязывали бантом.
Специально для свадебного музыканта в знак благодарности за игру пекли из каравайного теста булку в форме скрипки (говорили: «пекут музыку»), а во время раздела каравая музыкантам отдавали обычно низ или остатки неразделенного каравая вместе с ручником. Крышку от противня (дежы), на которой лежал каравай, музыканты запускали до порога, если она докатывалась до печи, считалось, что молодая будет хорошей хозяйкой.
На юго-западе Беларуси музыканты, взобравшись под потолок или на стол, развлекали присутствующих шутливыми небылицами.
На помолвке музыканты играли так называемую помолвочную, или пропойную (пропой – завершение выпивкой обряда сватания невесты), мелодию.
Мелодию «свадьба» начинали играть только после обряда благословения для каждого из молодых по отдельности в их доме перед усаживанием на специальное место молодых.
Когда шли к клети поднимать молодых после брачной ночи, свадебные музыканты исполняли мелодию «для хорошего дня», а при встрече молодых – «приветствие».
В наиболее торжественных моментах свадьбы музыканты играли марши.
При встрече свадебные музыканты молодого со свадебными музыкантами молодой они приветствовали, кланялись друг другу, обменивались пирогами, исполняли вместе общую мелодию «свадьба», а потом соревновались между собой: каждая группа музыкантов стремилась как можно лучше показать свое музыкальное мастерство в исполнении свадебных мелодий.
Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
С уважением, Сергей Киреев
Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции.