Свадебные игры, театрализованные шутливые представления, которые исполнялись во время белорусской свадьбы.
Были, видно, отголоском определенных свадебных обрядов, значение которых постепенно стерлось, а сами игры преобразовались в обычную потеху.
Самой распространенной игрой была шутливая свадьба подставных «молодых».
Вместо молодого за стол садили старого мужчину или старую женщину, одетую в потрепанную мужскую одежду, с нарисованными усами и бородой, а вместо молодой старого мужчину (женщину), одетого в потрепанную женскую одежду (вместо фаты одевали рыбацкую сетку, потрепанный ручник, венок из гороха или соломы, косы делали из конопляной кудели, колечко – из хлебного мякиша). Рядом с ними садились не родственники молодых, соседи с приготовленной ими самими яичницей. До приезда молодых они исполняли все традиционные ритуалы: «молодых» садили на место молодых, сводили, кричали им «горько», а в конце переодеты «поп» «венчал» старым веником и обводил вокруг ступы. Их одаривали смешными подарками: котом в шапке, петухом в кожухе, обещали того коня, «которого не догонишь около села (воробья), толкачом, сковородкой и др., а потом возили на ломаной подводе вокруг деревни и перекуливали в ров.
Временами роли подставных «молодоженов» играли сами родители, когда выдавали замуж или женили последнего ребенка.
Когда родители или родственники молодой приезжали проведать ее, возле них садили переодетую «молодую» или ставили ступу с надетой на нее юбкой и завязанным платком, а та «жаловалась» на свою тяжелую жизнь. Ступу в виде молодой одевали и после отъезда ее из дома: ее угощали, пели ей песни, а ступа («молодая») «благодарила» и «кланялась».
После приезда молодые должны были выкупить у подставных «молодых» место за столом для настоящей свадьбы.
После окончания свадебного застолья перед проводами молодых в клеть (место первой брачной ночи) происходила игра, которая символизировала «роды» молодой. Для этого в качестве «роженицы» выбирали женщину со стороны молодой и укладывали в постель вместе с «запеленным» котенком «новорожденным».
Для воображаемого «новорожденного» выбирали «отца», «кумов», а для «роженицы» - «бабку-повитуху».
После кладовой (клети, брачной ночи) делали также куклу из тряпок, пеленали ее и ложили молодой на колени, чтобы она имитировала кормление, куклу носили по дому, давали поддержать ее молодому (в основе этой игры заложен стародавний магический обряд, который должен был стимулировать рождение ребенка).
В конце свадьбы происходил маскарад, когда мужчины переодевались женщинами и наоборот.
Участники свадьбы также переодевались в «цыган», «венгров», «евреев», «солдата», «врача» и др. и ходили по домах, собирая различные харчи, деньги, «гадали», «лечили», «арестовывали», воровали куриц, поросят и все это несли в дом, где происходила свадьба.
«Цыгане», которые собирались в доме жениха, шли к родителям невесты и наоборот. По дороге они пели песни, били в заслонки, пускались в пляс, собирая множество зрителей.
«Доктор» закутывался в простыню, брал толкач вместо трубки и водку вместо лекарств.
«Солдатом» для охраны порядка обычно одевалась женщина.
Одна из свадебных игр связана со старшим сватом (шафером), которого обували в лапти, «брили» палкой или треской, делали для него венок и вешали на шею, опрыскивали одеколоном или водой. За это требовали «плату» (обычно деньгами), за которую приданки (подружки невесты) покупали себе конфеты.
В некоторых местностях переодетые участники свадьбы водили по дому петуха, прося милостыню.
В свадебных играх принимали участие не только собственно участники, а также и сторонние зрители. Так в игре «кобыла» двое мужчин, переодевшись конем ( с конской маской, хвостом и накрытые куском полотна), после раздела каравая скокали перед молодыми, возили на себе одного из запорожцев (за это их угощали).
Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
С уважением, Сергей Киреев
Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции.