Вяселле (Свадьба) - комплекс обрядов и обычаев в сочетании с множественными фольклорными элементами (песни, музыка, танцы, игры, приговоры и др.), которые сопровождают торжественность заключения брака и являются неписанными юридическими актами утверждения новой семьи.
Живучесть свадебного обряда объясняется огромной важностью семьи, связанной с основным условием существования народа – его возобновления.
Согласно с последовательностью обрядовых действий традиционное белорусская свадьба делится, хоть и не всегда четко, на три основные части:
- досвадебную или подготовительную:
-- осмотр“выглядзіньі”,предсвадебный обряд, во время, которого под видом странника, как правило, отец жениха приходил в дом к невесте и смотрел за ее внешним видом и способностями, прикрываясь в разговоре разными темами, не связанными с основной целью визита. Часто это происходило на рынке или во время праздников. И если девушка нравилась, то решали отправить к ней сватов.
-- справка“даведкі”, предсвадебный обряд, во время, которого, чтобы быть уверенными на все 100% в положительном сватовстве, до него в дом к молодой посылали с хлебом и солью старую родственницу или кого-нибудь из близких пожилых, временами отправлялись сама мать или молодой. Обряд проходил тайно от всех, чтобы в случае отказа молодой никто этого не узнал и не смеялся с молодого. Мог происходить и при участии сватов, только без водки и подарков. Характеризовался бытовыми обычаями и не имел обрядовой ритуальной составляющей.
-- сватовство "сватанне", ключевой предсвадебный обряд, который определял состоится ли свадьба вообще или нет. Если было получено предварительное согласие молодой, то сваты ехали весело и громко, на лошадях ленты и колокольчики, а если не было уверенности в положительном ответе, то старались особо не привлекать к себе внимание.
Участие молодого в данном обряде не является ключевым, а главным является сват – родственник молодого, женатый, не бедный и умеющий красноречиво говорить.
Первым в дом заходил он и после приглашения сватов родителями невесты, все остальные заходили. После чего происходил диалог между сватом и родителями, невеста не присутствовала при этом, только после ее звали, чтобы получить согласие ее или несогласие.
Признаком успешного сватовства был застеленный стол скатертью сватом или родителями молодой. Если стелил сват, то в знак согласия, родители молодой забирали скатерть его, а вместо этого выносили угощения.
Молодая свое согласие выражала путем выпивание водки. Сама наливала себе в стакан. Если была согласна то отпивала часть, и одевала стакан на горлышко бутылки, а в противном случае просто выливала водку на стол или просто могла уйти.
При отказе, сватам возвращали водку. Подружки невесты готовили венок из гороха и одевали на шею коню, а в воз втыкали веник сватам.
Сваты молодого также могли отомстить, чтобы девушка долго не могла принимать новых сватов, старались как можно крепче замкнуть ворота.
Если девушка не нравилась молодому, то он также мог отказаться от водки или потом оплатить за угощение.
Родители молодой не сразу давали согласие сватам в первый раз, а в мягкой форме отказывали, намекая что во второй раз будет положительный ответ. Считалось не приличным отдавать замуж за первого встречного.
Считалось чем больше сватовства тем престижнее и порядочна невеста. Могло и сразу несколько компания приехать сватать, тогда какого-жениха невеста выберет, на ту бутылку и оденет стакан. В этом случае жених должен будет компенсировать издержки другим претендентам. После согласия на брак, начиналось застолье, во время которого определялось время запоин, а также определялся размер приданного, который давали за девушку.
-- запоины “запоіны”, после успешного сватовства наступали так называемые запоины, во время которых решали в какой день будет помолвка.
После “запоин” девушка считалась засватанной. В Беларуси про нее говорили: “она запита” или “заедена яичницей”.
После того как все важные вопросы были решены наступало время ритуального расставания. Центральным местом - была бутылка, с которой приходили гости.
В одном случае на бутылку одевали самотканный пояс, “чтоб не рассохлась” (чтобы и дальше она наполнялась на протяжении будущего свадебного торжества). После этого невеста или ее мать насыпали в бутылку зерно и передавали в руки жениха. Символика этого обрядового действия напоминала первоначальное создание мира – зерно в чаше, как семя в утробе матери: бесконечная цепочка жизненных преобразований продолжается.
В другом случае мать невесты обвязывала бутылку красным поясом, а девушка повязывала свату ручник через правое плечо. Теперь уже можно было не скрываться.
Тем не менее после “запоин” свадьба могла и не состояться если одна из сторон не выполняли свои обязательства или становилось известным что-то плохое про жениха, невесту, или не устраивало приданное.
В ближайшее воскресенье после сватовства молодая пара должна была посетить храм и сообщить священнику о запланированной свадьбе. Молодые могли взять с собой крестных, шафера, брата. Священник делал запись в метричной книге и на протяжении 2-4 недель в воскресенье после богослужения он объявлял о будущей свадьбе. Каждый из присутствующих мог сообщить священнику о невозможности этого венчания. И если доказательства были обоснованными, то священник мог запретить брак.
-- смотрины “аглядзіньі”, после запоин, родители невесты вместе с родственниками ездили к жениху, чтобы посмотреть на его хозяйство и познакомиться с условиями, в которых будет жить их дочка.
Чтобы у сватов сложилось хорошее впечатление, родственники молодого могли прибегать к хитростям: отдалживали скотину у соседей, переворачивали вверх дном бочки и засыпали зерном, чтобы сложилось впечатление что они полные целиком.
Если все устраивало, то свояки невесты принимали угощение. Во время застолья договаривались про приданное, помолвку и прочее. В случае отказа, родители молодой оплачивали расходы жениху за запоины.
Временами в смотрины направлялись родители жениха, чтобы узнать про состоятельность родителей невесты. В некоторых случаях за смотрины родители жениха или он сам платили ей деньги.
-- помолвка, обряд единения жениха и невесты, традиционное венчание, основной акт свадьбы. В некоторых местностях – соединение, помолвка молодых.
Один из самых стародавних обрядов. Участвовали в нем мать невесты, а также ее брат или сват. Отец невесты и отец жениха участия не принимали.
Обряд совершался в доме или во дворе невесты обязательно в присутствии обоих родов, которые становились один напротив другого, а молодой напротив молодой. Сват или брат заставляли молодых сильно обняться, потом три раза обматывали их ручником.
В некоторых местностях молодого подталкивали к молодой, соединяли их руки (или молодой сам брал руку молодой), сплетали и часто подпаливали соединенные пряди их волос, завязывали руки и самих молодых поясом или ручником, садили их вместе в угол, за стол над которым висели иконы, накрывали обоих полотном. Эти действия определяли единение молодых.
Чтобы закрепить, действия свершали множество раз.
Последовательность действий во время помолвки могла варьироваться, что свидетельствовало о наслоение разных эпох, особенностей конкретных местностей.
В наше время традиционный ритуал помолвки не соблюдается.
- собственно свадебная:
-- каравай
-- посад, почетное место молодоженов, сундук накрытый кожухом (шкурой))
-- приезд дружины (друзей, товарищей) молодого к молодой,
-- роспись
-- переезд к молодому
-- камора, обряд первой брачной ночи
-- приданное
-- завивание
-- проверка способностей и характера молодой
-- раздел каравая
-- одаривание молодых;
- послесвадебная:
-- перезвы, цыгане, ”пярэзвы”, обряд приглашения и угощения участников свадьбы в домах свояков и других гостей во время свадьбы и в домах родителей молодых после нее.
Происходил с целью оказания материальной помощи родителям молодых в проведении свадьбы.
После застолья в доме молодой кто-нибудь из ее родственников (дядька-товарищ, крестная мать или старшая подружка) приглашал (перезывал) всю свадьбу вместе с музыкантами к себе в дом. В этом случае у родителей молодых брали только водку, а угощение выставляи свое.
Перезвы сопровождались следующим ритуалом: взяв со свадебного стола ломтик хлеба (пирога), старший товарищ переводил разговор к себе домой. Угостившись, с тем же ломтиком хлеба разговор переходил к другому, третьем и т.д. и в конце возвращался в дом ее родителей (с тем же ломтиком хлеба). Такой же ритуал происходил и в доме молодого и его близких родственников.
Гостевание у родственников молодой называлось сваские или девичьи перезвы, а у свояков молодого – приданские или пацанские перезвы.
В конце свадьбы молодой приглашал на последний свадебный разговор наиболее уважаемых и взрослых родственников: крестных родителей, дядек, теток и др, которые приносили с собой пироги, обмакнутые в мед с натертым маком, оладьи в сметане, поджарку. Мать делила все это между своими родными и угощала их.
В первую субботу после свадьбы происходила так называемая гостиприемность (пироги) – родители молодого и их ближайшие родные вместе с молодым и молодой приезжали (с пирогами) к ее родителям. В некоторых местностях отец молодой через неделю со своими пирогами приезжал к родителям молодого, менял свой пирог на их и забирал молодых к себе домой, где они ночевали (до этого дня молодая не имела права появляться у своих родителей даже в случае необходимой потребности). На следующий день утром приезжали родственники молодого, родители молодой звали своих свояков, знакомых и вместе с ними угощали гостей. За столом старшие вели разговоры про взаимоотношения родителей и детей, про обустройство молодых, пели песни про женскую долю в чужом доме. После застолья молодые возвращались домой вместе с гостями. В наши дни еще можно встретить обычай перезвы.
В некоторых местах суборную субботу и выпечку каравая считают подготовительной свадебной частью.
В общем свадебном цикле значение этих частей неодинаковое.
Досвадебная часть имеет преимущественно формально-бытовой характер, во время ее оформляется соглашение между родителями молодых про заключение брака. На этом этапе вместе с бытовыми исполняются некоторые традиционные обычаи и обряды, без которых соглашение и другие подготовительные акты не имеют необходимой силы. Согласно происхождения обычаи и обряды подготовительной части, относятся к сравнительно поздним составным элементам белорусской свадебной обрядности.
Собственно, свадьба занимает главное место в традиционной свадебной обрядности и характеризуется богатством церемоний, которые происходят в это время.
Центральным обрядом, собственно свадьбы, является сведение молодых, которое закрепляет их брак и соединяет на всю жизнь.
Заключительная часть свадебного цикла имеет преимущественно игровой характер.
Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
С уважением, Сергей Киреев
Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции.