Свадебное застолье, праздничное угощение гостей на белорусской свадьбе. Происходит несколько раз, начиная с помолвки и заканчивая «цыганами».
В застолье принимают участие разные группы гостей:
• род молодого вместе с родом молодой на помолвке и на свадебном банкете;
• каждый род отдельно перед отъездом молодого к молодой в его доме и перед приездом молодого в доме молодой во время выпекания каравая;
• каравайницы в доме молодого и доме молодой во время выпекания каравая;
• «прыданкі» (3-4 человека со стороны невесты) в доме молодого,
• соседки с яичницей в доме молодого или молодой;
• дружки молодой, когда их угощали пирогом молодого, который привозил сват,
• а также в суборную субботу во время прощания молодой со своими подружками
• и дружки молодого на мальчишнике во время прощания с его друзьями;
• молодые, когда их угощали в амбаре или в доме перед первой брачной ночью и после нее.
Самым торжественным был общий, так называемый свадебный пир со щедрым и богатым угощением, который имел ритуальный смысл соединения родов молодых, а также закреплял брачные соглашения.
В застолье существовал выработанный веками этикет, согласно которому каждый гость занимал соответствующее ему место за столом.
Раньше на свадьбе ставили три стола: главный, средний и тот, который стоял у порога.
Самым почетным местом за главным столом был угол комнаты, куда обведя три раза вокруг стола, садили на вывернуты кожух (шуба из овечки) или подушку молодых, рядом с молодой – ее родню по степени близости, а рядом с молодым в таком же порядке – его родню. В некоторых местностях в угле сидели крестные отец и мать.
В случае, когда молодую привозили первый раз к молодому, молодых садили не за первый, а за второй стол. Позже почетное место занимали также наиболее богатые люди.
За последний стол раньше садилась молодежь, наделенная определенными чинами, а в более позднее время она занимала место ближе к молодым в зависимости от родства и дружественности.
Раньше питье ставили в глиняных мисках, из которых его черпали ложкой, наливали в рюмку и пускали покругу застолья. Первому кому наливали рюмку, не выпивал, а со словами «чтоб высоко росли, круто бегали и были здоровыми» или «чтоб бог дал счастья» выплескивали ее на потолок. На протяжении всей свадьбы закуску к молодому возили от молодой и наоборот. Кроме этого, все участники свадьбы (дружина, товарищи, подружки) и у молодого и у молодой обязательно вносили в свадебное застолье свою долю закуски и выпивки в зависимости от количества участников с каждой стороны.
Хозяева обязаны были угощать и принуждать гостей есть, и пить, даже вопреки их желанию, а гости должны были сначала отказываться и браться за еду только после настойчивых уговоров. Когда же хозяин и хозяйка не очень настаивали, угощая гостей, это означало, что они скупятся, жалеют (говорили: «Всего было много, только принуждения не было»).
Молодые во время застолья не ели, их угощали отдельно, не на людях, чтобы; как считалось в народе, кто-нибудь не сглазил. Позже про эту примету забыли, и отдельное угощение молодых объяснялось их застенчивостью.
Во время застолья у молодого мама молодой не ела, чтобы согласно с поверьем, «достать» счастье для своей дочки.
Кроме свадебного застолья в доме молодой ее ближайшие родственники приглашали родственников молодого на угощения в свои дома и наоборот («Перезвы», «Цыгане»).
В наше время свадебное застолье утратило строгую регламентированность, однако осталось одним из основных ритуалов свадьбы.
Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
С уважением, Сергей Киреев
Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции.