Белорусская свадьба была важным событием в жизни молодых и всего общества. Этим в первую очередь объясняется точная разработка всех сцен и эпизодов свадебного обряда, ролей ее участников.
Каждая песня, прибаутка, пословица, речевое выступление, обрядовый танец составляли обязательную часть определенного момента ритуала и строго подчинялись ему. Обряд раскрывал официальный и в большей степени показательную сторону жизни и диктовал устным поэтическим произведением для каждого момента соответственным содержанием.
Свадьба с ее обрядами, поэтическим, музыкальным и хореографическим творчеством раскрывает черты национального характера, отображает развитие различных общественных представлений, понятий, мировоззрения и идеалов народа.
Подобно драматическому произведению, она имеет завязку, кульминацию и развязку.
Как и драма, свадебный сценарий разделяется на личные акты (этапы), сцены (обрядовые действия).
В свадебном представлении каждый участник (действующая личность) играет свою роль и только так, как требует того народное мировоззрение, свадебная традиция и этикет.
Каждому присутствующему на свадьбе отведена определённая роль с конкретной обрядовым названием (молодая, или княгиня, молодой, или князь, сват и сватья, дружка, запорожцы и т.д.).
Терминология действующих особ очень сложная и имеет локальные отличия. Специальные названия имеют также разные обрядовые реалии и действия.
Самой активной действующей особой свадебного музыкально-драматического представления является хор. Он объясняет и санкционирует драматическое свадебное действие, напоминает действующим лицам про их обязанности на каждом этапе свадьбы.
В поэтических произведениях рассказывается и про то, что происходит, и про то, как все должно происходить в соответствии с существующими социальными нормами, идеалом поведения в народной жизни. В задачу хора также входит эмоциональное воздействие на молодых и всех присутствующих, так как свадьба – это зрелище, которое не просто развлекает присутствующих, а глубоко возбуждает его участников, держит их в соответствующем психическом напряжении.
Активности хора на свадьбе противопоставляется пассивность его главных героев – молодых. Их личные переживания исчезают под крышей развернутого сценического зрелища. Личное в свадьбе, как бы растворяется в общественном: нет места открытым и искренним выражениям чувств молодых, так как раньше они не были хозяевами своей судьбы, должны были исполнять волю родителей (род).
Самая активная роль на свадьбе принадлежит матери, брату, дядьке со стороны матери (свату) молодых.
Характерной чертой белорусской свадьбы – является наличие в ней стародавних религиозно-обрядовых и социально-бытовых элементов, которые восходят до эпохи матриархата и сохраняют пережитки и отголоски тотемистических верований и культов (культ растительности, особенно деревьев, животных, в частности медведя, и небесных светил).
От эпохи родоплеменного быта вели свое происхождение две старинные формы заключения брака – похищение и приобретение-продажа невесты, которые позже были заменены браком по договоренности. Похищение молодой (когда-то «драма жизни») со временем преобразовалось в традиционную обрядовую игру.
Жизненные ситуации, которые разыгрываются во время свадьбы, ее герои, их действия предопределены и навсегда установлены свадебным обрядом. В этом смысле неизменна и речь героев: она состоит из устойчивых словесных форм, прибауток, пословиц и т.д. Коллективное исполнение действий и песен, строгая привязанности их к обрядам не допускают отхождения от вековой традиции. Все это содействует созданию обще-белорусского свадебного репертуара с локальными вариантами и особенностями.
Региональные особенности – итог сложных этнично-исторических процессов, которые происходили в социально-культурных группах разных регионов.
Выделять свадебный обряд какой-нибудь особенной местности в качестве типового и главного для всей белорусской свадьбы невозможно: в некоторых местах не все этапы свадьбы развиты достаточно полно, в других трансформировались или исчезли, отдельные ритуалы частично или полностью перешли из одного этапа в другой.
Нарушение последовательности и полноты исполнения некоторых свадебных обрядов произошло и в результате принятия христианства. Все это в большой мере отрицательно повлияло на свадебную терминологию: в разных регионах Беларуси определенны свадебный церемониал или его элемент называется по-разному, в другом случае разные по существу церемониалы называются одним и тем же термином. Но эти изменения не затронули основы, стержня единого в своих чертах белорусского традиционного свадебного церемониала.
Отдельные компоненты структуры свадьбы (слово, пластика, музыка) развивались неравномерно. Обрядовое действие возникло раньше, чем художественные элементы.
Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
С уважением, Сергей Киреев
Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции.