В праславянский период свадебный обряд состоял из относительно небольшого количества магических действий, смысл которых раскрывали короткие песни зазывного и эротического содержания.
После XIV века под воздействием исторических условий жизни белорусского народа сложился и стилистически оформился образно-тематический пласт основного фонда белорусской свадебной поэзии.
В начале XVII века свадьба представляла собой многосоставной обряд с элементами древней магии, сложное драматическое действие с рядом разнообразных сцен, множеством действующих особ и еще большим количеством зрителей.
Создание разных видов свадебной обрядности, ее функциональная перестройка и усложнение происходило одновременно с развитием бытовых, социально-экономических условий жизни белорусского народа, гражданского самосознания и мышления.
Разложение патриархальной общины и усиление классовой дифференциации, изменений в связи с этим мировоззрений народа привело к ослаблению некоторых практических функций свадебного обряда, потери первоначального значения отдельных его ритуалов, магических действий или их переосмысления и соответствующих трансформаций в песенном составе. На свадебный обряд воздействовали светские и религиозные традиции.
В XIX веке с развитием капиталистического способа производства и с распадением патриархальной семьи в белорусской свадьбе появились новые мотивы: повышенное внимание к приданому, несогласие молодых с существующим семейным укладом и т.д. Свадьба приобрела и немало эстетических особенностей, которые постепенно в процессе исторического развития увеличивались по мере потери обрядом связей с древней формой жизни.
Зрелищная сторона свадебного обряда имела для народа не меньшее значение, чем хозяйственно-экономическое или обрядово-магическое. Соответственно и поэтическое произведения, которые сопровождали свадебный обряд, определялись разнообразием содержания и форм. При этом многое в них, отображая реальную жизнь, являлось обязательной сценой обрядового действия с его магической традиционной составляющей. Всем элементам свадебного действия характерна детальная разработанная символика.
Свадебный обряд характеризовался противопоставлением элементов его бинарного триединства:
- местом действия (в доме молодой и в доме молодого);
- действующими особами (род молодой и род молодого);
- тональностью действия (драматическое, минорное – у молодой и празднично-возвышенное, мажорное – у молодого).
Такая генетическая природа свадьбы определялась социально-экономической сущностью брака.
Кроме хозяйственно-делового, в белорусской свадьбе всегда подчеркивался общественно-моральный момент, который в идеале составляет счастье молодой пары и ее потомства.
Эти моменты в немалой степени определяли композицию свадьбы и развитие жанрового состава ее поэзии.
Малаш Л.А.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
Энцыклапедыя "Этнаграфія Беларусі " 1989 г. пад рэд.: Шамякін І.П.
С уважением, Сергей Киреев
Перепечатка текста и фотографий из раздела "Советы молодоженам" Свадебного портала ГОРЬКО.БЕЛ запрещена без разрешения редакции.